Усиленная квалифицированная электронная подпись: что это такое, для чего применяется, стоимость

Усиленная квалифицированная электронная подпись что это такое
Все об ЭЦП

Усиленная квалифицированная цифровая подпись необходима для осуществления электронного документооборота. А также для доступа к различным сервисам и системам. Нормы законодательства устанавливают необходимость применения ЭЦП в данных случаях. Приобретается она в специальных удостоверяющих центрах.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – что это такое

Понятие усиленной квалифицированной подписи определено в законе «Об электронной подписи». Согласно данному ФЗ, КЭП – это электронная подпись, при создании которой использовались дополнительные способы криптозащиты. К ним относятся – ключ проверки и подтвержденные средства защиты, утвержденные органами ФСБ РФ.

Для нее характерно следующее:

  • Она должна обладать квалифицированным сертификатом, оформленном в бумажном или электронном виде, строение которого определяется приказом ФСБ России № 795, принятым 27 декабря 2011 года.
  • Для работы с усиленной квалифицированной подписью необходимо программное обеспечение. Оно в свою очередь проходит сертификацию в ФСБ.
  • Выпускают усиленные квалифицированные подписи только специализированные удостоверяющие центры. Актуальный список такие компаний опубликован на сайте Минкомсвязи.

Усиленная ЭЦП состоит из следующих элементов: уникального цифрового кода, который зафиксированы на бумаге или в электронном виде (USB). Данный набор зашифрован, и не имея ключа дешифрования подделать усиленную ЭЦП не получиться.

Применение усиленных ЭЦП рекомендуется на многих площадках и сервисах. Даже, если разрешается применение неквалифицированных ЭП, то предпочтение отдается именно квалифицированной, так как она имеет более широкий спектр применения.

Документ, подписанный УКП, приравнивается к бумажному бланку, на котором стоит живая подпись и печать. То есть она дает документу юридическую значимость без каких либо других условий.

Преимущества квалифицированной ЭЦП

Основное преимущество усиленной квалифицированной подписи – это её высокая защищенность он подделывания. Обеспечивается это благодаря применения специального алгоритма шифрования.

Она позволяет точно идентифицировать лицо, которое использовало ее при подписании или доступе к сервису.

Преимуществом данной подписи является то, что все изменения в подписанном ею документе обнаружить и отследить можно с самого начала, то есть с момента подписания ЭЦП.

Она может использоваться во многих сервисах, без проверки подойдет или не подойдет, и тем самым сэкономить время работы и нервы ее пользователя.

Варианты усиленной ЭЦП

Усиленная квалифицированная электронная подпись: что это такое, для чего применяется, стоимость

Усиленные ЭЦП можно подразделить на:

  1. Усиленные неквалифицированные. ЭП формируется с помощью обычного ключа шифрования, который доступен достаточно широкому кругу людей. Поэтому данную подпись можно легко подделать. Доступ по данной подписи ограничен.
  2. Усиленные квалифицированные. ЭП формируется с помощью криптошифрования, которое сертифицировано органами ФСБ. Высокая степень защиты полностью исключает подделку документа. Данная подпись может использовать практически на всех сервисах и электронных торговых площадках. Усиленная ЭЦП уникальна, она регистрируется в Минкомсвязи.Ключ доступа постоянно создается с использованием криптографических алгоритмов.

Для чего применяется

В настоящее время специалисты выделяют более 60 отраслей, где применяется ЭЦП.

Все они объединяются в несколько больших блоков:

  • Сдача отчетности в электронном виде в налоговую службу и иные контролирующие органы;
  • Участие в электронных торгах. Включает государственные закупки, торги банкротов, коммерческие торги и т. д.
  • Использование личных кабинетов на госпорталах;
  • Электронный документооборот между компаниями.

Специфические области применения усиленной электронной подписи УКЭП для юридических лиц (данные действия можно выполнить только с ней):

  1. Для передачи необходимого пакета отчетности ломбардами, микрофинансовыми учреждениями, кооперативами по потребительскому кредитованию, клиринговые и страховые компании и т. д.
  2. Ряд документов, которые пересылаются субъекту бизнеса в электронном виде, должен быть подписан только усиленной подписью (акты о проверке, проведении экспертизы и т. д.)
  3. Счет-фактуры, в том числе корректировочные, должны подписываться только усиленной ЭЦП.

Какие необходимы документы для оформления

Рассмотрим, какие документы могут потребоваться от клиента для получения электронной подписи.

Тип клиента Набор документов
Физическое лицо
  • Паспорт гражданина — владельца сертификата;
  • Оригинал заявления на оформление сертификата;
  • Пенсионное страховое свидетельство СНИЛС. Предоставляется при возникновении проблем с автоматической проверкой данных;
  • Копия ИНН;
  • Если получать ЭЦП будет не сам владелец, а доверенное лицо, ему необходимо предоставить нотариальную доверенность и паспорт.
Предприниматель
  • Паспорт гражданина — владельца сертификата;
  • Оригинал заявления на оформление сертификата;
  • Страховое свидетельство – СНИЛС. Необходимо при возникновении проблем с автоматической проверкой данных;
  • Копия ИНН;
  • Если получать ЭЦП будет не сам предприниматель, а доверенное лицо, ему необходимо предоставить нотариальную доверенность и паспорт.
Юридическое лицо
  • Паспорт гражданина на то лицо, на какое оформляется сертификат;
  • Документ для подтверждения назначения директора (если данные на руководителя не совпадают с информацией из ЕГРЮЛ);
  • Приказ на право подписи (если заявление подает не руководитель, а уполномоченное лицо);
  • Оригинал заявления на оформление сертификата;
  • Страховое свидетельство – СНИЛС.Оно может понадобиться, если возникают проблемы с автоматической проверкой данных;
  • Копия ИНН;
  • Если получать ЭЦП будет не сам руководитель фирмы, а доверенное лицо, ему необходимо предоставить доверенность и паспорт.
  • Доверенность на раскрытие информации, если сертификат выдается не на директора и будет применяться для публикации информации в открытых источниках).

Где можно её получить

Для оформления усиленной электронной подписи необходимо обращаться только в удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию в установленном порядке. Полный перечень таких компаний, где можно получить КЭП, расположен на сайте Роскомсвязи.

Юридическое лицо может обращаться в офис любого удостоверяющего центра, независимо от своего региона расположения и места фактического осуществления бизнеса.

Для подачи заявки обычно достаточно посетить сайт УЦ и заполнить на нем специальную анкету. В дальнейшем менеджер связывается с клиентом, уточнять информацию и выставляет ему счет на оплату.

Стоимость оформления

ЭЦП для ИП и ООО практически не отличаются По сути, они различаются только указанной в свойствах информацией.

Чаще всего стоимость выпуска ЭЦП зависит от конкретного удостоверяющего центра. Компании вправе самостоятельно устанавливать цену за свои услуги.

Как правило, цена зависит от следующих обстоятельств:

  • Политика в ценообразовании, какая установлена в регионе;
  • Вид осуществляемой деятельности;
  • Цели, для которых планируется использовать электронную подпись;
  • Иные услуги, которые удостоверяющий центр вносит в счет.

Обычно стоимость выпуска ЭЦП составляет:

  • Для госпорталов и сдачи электронной отчетности — около 3000 рублей;
  • Для участия в государственных торгах – от 6000 рублей.

Помимо оплаты самого сертификата, необходимо также приобрести ряд вспомогательных программ. Без них функционирование ЭЦП будет невозможно. К примеру, процедуру непосредственно шифрования осуществляет специальный программный комплекс «Крипто-Про».

Его стоимость составляет 1200-3000 рублей в зависимости от типа лицензии. Кроме этого, сертификат УКЭП должен храниться на специальном защищенном носителе. Его стоимость составляет около 1000 рублей.

Чаще всего низкая стоимость услуг по изготовлению электронной подписи исходит из того факта, что в данную цену не входят ни «Крипто-Про», ни носитель. И если этих компонентов у клиента нет, то их необходимо будет приобрести отдельно.

Сроки действия

В настоящий период времени электронная подпись выпускается сроком на 1 год. Этот срок исходит из того, что для создания подписи применяются специальные криптографические средства с тем же периодом действия.

По закону, срок действия сертификата ЭЦП должен быть проставлен в атрибутах электронной подписи. После того, как данный период действия вышел, пользователю необходимо обратиться в удостоверяющий центр и оформить новый сертификат.

Кроме этого есть случаи, при наступлении которых сертификат электронной подписи будет считаться недействительным. Это может привести к досрочному выпуску новой ЭЦП.

К ним относятся следующие события:

  1. Защищенный носитель был потерян либо он неисправен;
  2. Существуют сомнения в надежности ЭЦП;
  3. У гражданина, на которого оформлена подпись, изменились личные данные. Это приводит к недействительности текущей подписи.
  4. В информации о пользователе, которая внесена в свойства сертификата, были обнаружены ошибки.

Можно ли получить бесплатно

Для физических лиц существует возможность получить электронную подпись бесплатно. Однако это будет простая неквалифицированная подпись, при помощи которой можно пользоваться личным кабинетом портала «Госуслуги» и некоторых государственных ведомств.

Для предпринимателя либо юридического лица такая подпись будет полностью бесполезна, поскольку не даст возможности, к примеру, поставить на учет кассовый аппарат либо подать заявку на госторги.

Все указанные функции можно выполнять только при помощи усиленной квалифицированной подписи. Но она выпускается только на платной основе.

Читайте также

Как установить корневой сертификат удостоверяющего центра Криптопро, возможные ошибки

Как пользоваться электронной подписью (ЭЦП) с флешки, как установить на компьютер, ошибки при работе

Как оформить доверенность на получение ЭЦП, нужно ли заверять нотариально, скачать бланк и образец

Пароль к сертификату электронной подписи: как его узнать, если забыл, как сменить, стандартные пинкоды

Как установить сертификат ЭЦП на компьютер, программные требования, возможные проблемы

Как бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой

Написать комментарий...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock
detector