Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

Как выглядит электронная подпись
Все об ЭЦП

Для того, чтобы отправлять и подписывать юридически значимые документы через систему электронного документооборота необходимо иметь соответствующую всем стандартам ЭЦП. Она представляет собой свойство документа идентифицирующее подписанта. Как же выглядит электронная подпись на документе?

В каком виде может быть выдана ЭП

Для электронного документооборота в основном применяется усиленная квалифицированная ЭП. По закону такая подпись выдается сертифицированными удостоверяющими центрами.

При обращении к ним и прохождении процедуры оформления выдачи, заявитель получает на руки рутокен, содержащий ЭЦП. А также сертификат данной подписи либо в электронном, либо в бумажном виде.

Рутокен – это USB-носитель с защищенным сектором памяти.На нём содержится программа, которая генерирует ключи. Сертификат позволяет их идентифицировать и установить принадлежность к определенному лицу или организации. Защита осуществляется по паролю.

Данный ключ выгружается в систему на компьютере (например) и по нему происходит аутентификация. Также его можно использовать для подписания созданных или присланных документов.

На рутокен можно установить и другие виды электронной подписи:

  • Простая;
  • Неквалифицированная.

Рутокен позволит обеспечить необходимый уровень защиты. А также препятствовать ее несанкционированному использованию.

Как выглядит электронная подпись

Многих интересует, как выглядит ЭЦП на бумажном носителе.

На этот вопрос можно ответить следующее:

  • В документе. При рассмотрении бумажной копии документа, ЭЦП практически обнаружить не получиться, так как она используется только для электронных документов. Для бумажных документов, чтобы они имели юридическую силу, необходимо наличие подписи и печати.

Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

  • В электронном документе, подписанном ЭЦП. Для просмотра такого документа, нужно найти программу для просмотра. Рекомендуется использовать программы Microsoft, так они применяются повсеместно. При открытии такого документа у него внизу будет присутствовать строка, содержащая определенные данные.

Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

Важно помнить, что подписанные документы нельзя редактировать, в противном случае они теряют свою юридическую силу. Если в этом есть необходимость, сначала удаляется ЭЦП, а потом вносятся все необходимые изменения.

При этом данный документ после редактирования для придания ему юридической силы опять нужно будет заново подписать.

  • В форме объекта ЭЦП – представляет собой электронный файл в расширении «.sig». Он не совмещается с самим электронным документом, а идет к нему отдельным файлом. В нем хранятся специальные комбинации символов, которые идентифицируют владельца подписи. Однако, если документ подписывался через программы Microsoft, она совмещается с самим документом и включается в его структуру.

Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

Чтобы узнать подписан электронный документ ЭЦП или нет, нужно посмотреть свойство файла. Для этого нужно зайти в меню «Свойства»/ «Подпись». Если документ подписан, то там будет отображаться идентифицирующая информация.

Что включает штамп на визуализации ЭД

ГОСТ Р-7.0.97-2016 определяет необходимость присутствия в ЭЦП такого реквизита как «отметка об электронной подписи». Она необходима для визуализации как выглядит ЭЦП на бумаге, а также сканирования и отображения на печати месте, где обычно проставляется подпись вручную.

Отметка, отражающая ЭП в электронном документе проставляется:

  • В распечатке контракта в электронном виде.
  • В распечатках протокола рассмотрения заявок и их оценок на электронных площадках.
  • А также в ответах на поступившие от контролирующих органов запросы.

При этом штамп подписи обязательно должен включать:

  • Отметку о том, что документ подписан ЭЦП.
  • Сертификат ЭЦП с номером ключа подписи.
  • Полные данные подписанта (Ф.И.О.).
  • Срок действия ЭЦП.

По желанию в данный штамп может включаться эмблема, но она не является обязательной.

ГОСТ требует, чтобы все надписи были читаемыми, не накладывались друг на друга и не пересекались.

Что такое штамп времени

Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

Штамп времени — это электронный документ, который доказывает факт существования другого документа, подписанного ЭЦП, в определенную точку времени.

Штамп времени является еще одним реквизитом, обеспечивающим целостность первоначального документа. Для работы со штампами времени необходимо использовать специальный программный комплекс «Крипто Про TSP».

Задачами штампа времени является:

  1. Подтверждение времени, когда был создан электронный документ. Штамп является фактическим подтверждением того, что документ уже существовал в то время, которое зафиксировано в штампе.
  2. Подтверждение времени формирования оттиска электронной подписи на документе. Штамп будет являться подтверждением того, что подписание документа произошло в зафиксированную в нем дату и время.
  3. Подтверждение времени, в которое была осуществлена обработка документа. К примеру, когда документ поступил на сервер электронного документооборота.
  4. Обеспечение долговременного хранения документов, даже после фактического истечения срока действия ЭЦП пользователя. Для этого вместе со штампом времени необходимо зафиксировать действительность ЭЦП. После этого подпись можно будет успешно проверять весь период действия ключа проверки подписи штампа времени.

Обязательно ли соблюдение ГОСТа или нет

В настоящее время для формирования электронной подписи должен использоваться ГОСТ Р 34.10-2012.Удостоверяющим центрам запрещается использовать старый ГОСТ для формирования ЭЦП своим клиентам. Таким образом, при выпуске электронной подписи соблюдение ГОСТа строго обязательно.

Правила формирования документов указываются в стандарте ГОСТ 7.0.97-2016. В нём прописываются правила составления документов как в бумажном, так и в электронном виде.

Помимо этого, в него включаются сведения о следующих показателях:

  • Где на документе необходимо расположить требуемые реквизиты;
  • По каким принципам должен быть создан электронный документ, как оформлен и т. д.

Данные стандартны строго обязательны к применению только в отдельных отраслях промышленности — документах, касающихся оборонной продукции, государственного заказа, атомной энергетики и т. д. Эти требования устанавливаются Федеральным законом 162.

Остальные субъекты бизнеса не обязаны строго соблюдать требований ГОСТа и это не будет нарушением закона. Документы, оформленные без соблюдения этих требований все равно будут иметь юридическую значимость.

Может ли ЭП потерять юридическую значимость из-за несоблюдения ГОСТа

C 1 января 2019 года удостоверяющие центры начали переходить на новый формат электронной подписи в связи с введением в действие нового ГОСТ Р 34.10-2012.

Работа со старыми ЭЦП, которые были созданы по старому стандарту 2001 года допускается до 31 декабря 2019 года.

Замена ГОСТ влечет за собой изменение и механизмов шифрования на более новые и совершенные. Поэтому, работа с электронной подписью, которая их не поддерживает, станет невозможной.

Программные комплексы шифрования «Крипто Про» уже сейчас настроены таким образом, что они отслеживают ГОСТ текущего сертификата и при необходимости сообщают о его замене.

Поэтому, вероятнее всего, с 1 января 2020 года они просто перестанут использовать ЭЦП, выпущенные по ГОСТу 2001 года. Поэтому, к данному периоду времени все такие ЭЦП должны быть заменены на новые.

Если же электронная подпись будет каким-то образом выпущена вообще без соблюдения действующих стандартов, то, вероятнее всего, «Крипто Про» вообще откажется ее использовать. А подписанные ей документы не смогут пройти проверку подписи.

Читайте также

Как оформить доверенность на получение ЭЦП, нужно ли заверять нотариально, скачать бланк и образец

Документы для оформления электронной подписи: что нужно для физлиц, ИП и Юрлиц

Как пользоваться электронной подписью (ЭЦП) с флешки, как установить на компьютер, ошибки при работе

Что такое электронная подпись простыми словами, её виды, для чего применяется

Как происходит генерация ключа электронной подписи, что необходимо учесть

Как бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой

Написать комментарий...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock
detector