Как создать электронную цифровую подпись, стоимость выпуска ЭЦП

Как сделать электронную подпись
Все об ЭЦП

Использование электронного документооборота в настоящее время является реалией жизни. Чтобы идентифицировать подписанта электронного документа, необходимо чтобы он был подписан ЭЦП.

Чем важней система документооборота, тем серьезней должна быть защита. Во многих таких системах не допускается использование простой подписи. Как сделать электронную подпись физическим и юрлицам?

Для чего нужна ЭЦП

ЭЦП является уникальным набором символов, которые позволяют верифицировать и идентифицировать лицо, какое создало и подписало данный документ в электронной форме.

ЭЦП бывают самые разные. Чем важнее система документооборота, тем сложнее должна быть подпись. В последнем случае они создаются в соответствии с законодательством и называются квалифицированными усиленными ЭЦП.

Главная их цель не только установление личности подписанта электронного документа, но и защита структуры электронного файла.

Подписанный документ ЭЦП нельзя редактировать. Поэтому квалифицированная ЭЦП защищает документ от подделки.

ЭЦП используются также для идентификации в различных системах и сервисах. По ней можно входить в различные личные кабинеты государственных органов.

Широкое применение ЭЦП получила на электронных площадках, где осуществляется заключение электронных контрактов.

Электронная печать и подпись: в чем различия

Как создать электронную цифровую подпись, стоимость выпуска ЭЦП

Бумажный документ считается юридически значимым, если он содержит подпись и печать организации. В электронных документах используется только электронная подпись.

Усиленная квалифицированная электронная подпись, создается удостоверяющими центрами. По закону она считается равноценной наличию на документе сразу подписи и печати.

Простые ЭП, которые первично появлялись при электронном документообороте, могли иметь образ графического объекта. Их можно расценивать как цифровую печать.

Они создаются с помощью графических программ самостоятельно или специалистами. Однако, главное ее отличие от ЭЦП, заключается в том, что она практически не защищена от подделки.

Виды ЭЦП

Существуют следующие виды ЭЦП:

  • Простая – это ЭЦП, которая создается простым набором, часто цифровым, символов. В настоящее время такая подпись применяется в качестве логина пароля для входа в различные системы.
  • Усиленные – это подписи, которые представлены набором зашифрованных символов, какие создаются в соответствии с действующими нормами законодательства. Данные подписи придают электронным документам юридическую силу.

Последние еще делятся на неквалифицированные и квалифицированные.

К первым относятся подписи, шифрования в которых было произведено по шаблону. Скопировав его, можно подделать их.

Поэтому в настоящее время многие информационные системы отказываются от них и переходят на применение квалифицированных.

Эти подписи шифруются только по методикам, разработанным ФСБ и они выпускаются удостоверяющими центрами, которые зарегистрированы в Минкомсвязи.

Какая нужна программа для создания ЭЦП

Пользователь может создать ЭЦП самостоятельно, а потом ее можно зарегистрировать в удостоверяющем центре.

Для этого потребуется специальное ПО для создания ЭЦП. В настоящее время их выдают (дают ссылки на скачивание) удостоверяющие центры. Чаще всего сегодня применяется СЭД «АРМ», которая является бесплатной программой.

Для того, чтобы создать электронную подпись, эту программу следует установить на компьютер. Затем в меню выбрать «Создать запрос на сертификат».

Программа запросит, для каких целей предполагается использование ЭЦП, чтобы сформировать ту, которая необходима пользователю.

Далее в пункте «Формировать квалифицированный сертификат» нужно поставить галочку. После этого нужно нажать кнопку «Далее» и ввести все необходимые данные пользователя. Затем нажать «Создать».

Где сделать электронную подпись

Электронную подпись выдает удостоверяющий центр. Это компания, которая прошла процедуру аккредитации и имеет право выпускать ЭП.

Кроме этого, она имеет центр сертификации, производящий выпуск открытых и закрытых ключей, имеет механизмы, чтобы приостанавливать и возобновлять действие электронной подписи, отзывать ее и т. д.

При выборе удостоверяющего центра необходимо выбирать только ту компанию, которая прошла аккредитацию и находится в реестре Роскомсвязи.

Кроме этого, стоит учитывать следующие обстоятельства:

  • Дополнительные услуги, которые предлагает удостоверяющий центр при заказе электронной подписи у него;
  • Надежность удостоверяющего центра, отсутствие утечек из него личных данных и ключей сертификатов;
  • Срок выпуска сертификата — перед обращением необходимо точно выяснить, в течение какого времени будет готов сертификат.

Подобрать подпись


Как сделать электронную подпись физическому лицу

Как создать электронную цифровую подпись, стоимость выпуска ЭЦП

Как сделать ЭП бесплатно

Налоговая служба дает возможность, чтобы каждым гражданином была получена личная цифровая подпись бесплатно.

Для этого, предварительно, необходимо будет зарегистрироваться в личном кабинете органа. Однако такая подпись дает возможность только обмена документами между гражданином и самим ФНС, а для иных сервисов она является бесполезной.

Чтобы создать электронную подпись такого вида необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить доступ к личному кабинету ФНС. Для этого необходимо обратиться с паспортом и бланком ИНН в ближайший налоговый орган. Там необходимо будет оформить заявление на выдачу логина и пароля к личному кабинету.
  • Получив пароль, нужно зайти на сайт по адресу: http://lkfl2.nalog.ru./ Там необходимо перейти в «Профиль», выбрать пункт «Получение сертификата ключа». Это бесплатное действие, но доступно оно только для граждан РФ.
  • Использовать сертификат для того, чтобы отправлять и принимать налоговые документы. Это может быть подача заявлений о возврате сумм налогов, на предоставление льготы, сдача налоговых деклараций и другие действия.

Бесплатно получить ЭЦП не получится у предпринимателей и организаций.

Как сделать ЭП платно

Для того, чтобы сделать ЭП, необходимо выполнить следующие действия:

  • Выбрать удостоверяющий центр, какой будет оказывать данную услугу. Процедура получения ЭЦП установлена законом, а производить создание квалифицированной электронной подписи могут только аккредитованные компании. Полный перечень таких организаций можно найти на сайте Роскомсвязи.
  • Подать заявку в УЦ. Это можно сделать на бумажном бланке, а также путем оформления анкеты на сайте удостоверяющего центра.
  • Создание сертификата ЭЦП производится на платной основе. После того, как работник удостоверяющего центра обработает заявку, он выставит счет на оплату услуг. Иногда в стоимость счета также включаются дополнительные услуги — стоимость защищенного носителя, установка и настройка на компьютер клиента и т. д.
  • Если заявка была подана в бумажном виде, то необходимо предоставить удостоверяющему центру копии документов, заверенные надлежащим образом.
  • Получить электронную подпись в офисе Удостоверяющего центра. Некоторые компании оказывают услугу по доставке защищенного носителя, содержащего ЭЦП, домой к клиенту.

В перечень документов, которые требуется предоставить гражданину для получения подписи входит:

  • Паспорт для подтверждения личности;
  • Заявление на получение сертификата;
  • Копия бланка ИНН;
  • Копия зеленой карточки СНИЛС;
  • Доверенность. При этом её нужно будет заверить у нотариуса, если цифровой носитель будет получать представитель.

Как сделать ЭЦП для юридических лиц

Процедура получения цифровой подписи для компаний, в целом, аналогична той, какую необходимо пройти простым гражданам. Разница в этом случае получается в пакете предоставляемых документов.

Так, компании для получения электронной подписи предоставляют следующий пакет документов:

  • Паспорт гражданина, на кого будет оформляться ЭП (чаще всего это директор);
  • Заявление по образцу УЦ;
  • Документ, подтверждающий назначение руководителя (если данные не совпадают с информацией в ЕГРЮЛ);
  • Копия зеленой карточки СНИЛС на владельца ЭП;
  • Документ на право подписи, если заявку, договор и иные документы подписывает не руководитель;
  • Доверенность на лицо, которое будет получать электронный носитель с подписью (если это будет не лично директор);
  • Доверенность на раскрытие информации.

На компанию не требуется предоставлять уставные документы, поскольку электронная подпись фактически оформляется на физическое лицо, а не на саму организацию. Выписка из ЕГРЮЛ чаще всего запрашивается самостоятельно удостоверяющим центром на сайте налогового органа.

Стоимость создания ЭП

Удостоверяющие центры самостоятельно устанавливают цены на свои услуги. По своей структуре, ЭЦП выпущенные для компаний и для предпринимателей не отличаются — разницу составляют лишь внесенные в сертификат реквизиты.

Обычно стоимость создания ЭЦП зависит от следующих показателей:

  • От региональной политики цен на данные услуги;
  • От вида деятельности субъекта бизнеса;
  • Целей использования ЭП;
  • Дополнительных услуг, какие удостоверяющий центр вписывает в счет.

В среднем, стоимость ЭП составляет:

  • Физическим лицам — 1000-1500 рублей;
  • Для предпринимателей 1500-3000 рублей;
  • Для компаний 3000-6000 рублей.

Также может потребоваться дополнительное программное обеспечение. Лицензия на криптографический комплекс «Крипто Про» обойдется около 1500 рублей для ежегодной лицензии и около 3000 рублей для бессрочной.

Читайте также

Сертификат ключа проверки электронной подписи: что это, для чего нужен, как установить

Как установить корневой сертификат удостоверяющего центра Криптопро, возможные ошибки

Что такое электронная подпись простыми словами, её виды, для чего применяется

Как подписать документ Word, Excel, PDF электронной подписью, какая ЭЦП нужна

Как оформить доверенность на получение ЭЦП, нужно ли заверять нотариально, скачать бланк и образец

Как продлить электронную цифровую подпись по упрощенной схеме и со сменой владельца

Написать комментарий...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock
detector