Что такое электронная подпись простыми словами, её виды, для чего применяется

Что такое электронная подпись
Все об ЭЦП

Электронный документооборот на сегодня широко распространен. Документы создаются и храниться в электронном виде. Применение бумажных носителей сводится к минимуму. Чтобы придать электронным документам юридическую силу, необходимо использование ЭЦП. Рассмотрим подробнее, что такое она собой представляет.

Что такое электронная подпись простыми словами

ЭП представляет собой свойство документа в электронном виде, которое позволяет идентифицировать его создателя или подписанта.

На сегодня ЭЦП может определять:

  1. Кто создал документ;
  2. Устанавливает – были ли произведены в его структуре изменения после подписания.

Она служит способом защиты документа от подделывания. В настоящее время существуют ЭЦП, которые исключают подделку документа. Если после подписания документа ЭЦП, структура будет нарушена, это значит, что ЭП будет признана недействительной.

ЭП отождествляется с живой подписью человека. При соблюдении определенных требований – с подписью руководства компании и печатью организации на документе.

Современные подписи создаются с использованием криптошифрования и ключей шифрования. Такие ЭП выпускаются специализированные удостоверяющие центры, которые включены в единый реестр Минкомсвязи.

Классификация подписей

Принято выделять следующие виды ЭЦП.

Простая

Данный вид ЭЦП является самым простым, создается часто самой информационной системой и представляет только ссылку на владельца данной подписи. Примерами такой подписи могут выступать смс коды доступа, коды на скретч-картах.

Простая ЭЦП часто применяется в операциях банка, для получения доступа на сайты и т.д. Простые подписи часто используются для подписания документов в системе внутреннего электронного документооборота.

Усиленная неквалифицированная

Этот вид ЭЦП имеет более серьезную защиту от подделывания. Она создается с использование определенных кодов шифрования закрытого ключа. Подпись отражает в себе информацию о структуре документа.

Если будет установлено нарушение структуры, то это означает что документ после подписания открывался и подвергался изменению. Это видно, благодаря применению криптошифрования.

Ранее использовалась для участия в электронных торговых площадках. Данная ЭП может применяться на некоторых электронных коммерческих площадках. А также в системе внутреннего электронного документооборота.

Усиленная квалифицированная

Она также создается с помощью криптошифрования. Плюс содержит в себе сведения о владельце, а также о структуре документа. Однако, криптошифрование используется только с помощью определенных способов. Все они зарегистрированы и разрешены ФСБ.

Все элементы электронной подписи зашифрованы, и их без ключа дешифрования прочитать невозможно.

Усиленная квалифицированная подпись имеет бумажный или электронный сертификат. Она выдается только специализированными удостоверяющими центрами, прошедшими регистрацию в Минкомсвязи.

ЭП приравнивается к подписи и печати на документе. Сейчас только она применяется на электронных площадках, где участвует государственные органы в качестве заказчиков.

Также ЭП используется для получения доступа к большинству сервисов. Например, для госуслуг, в личные кабинеты на сервисах госорганов, для торгов и т.д.

Как выглядит ЭЦП

Что такое электронная подпись простыми словами, её виды, для чего применяется

Прежде всего нужно понимать, где именно находиться подпись.

На бумажных документах ЭЦП никак не отражается. Она используется только для подписания электронных документов. На его бумажной копии такую подпись увидеть не получиться.

В электронном документе, которые просматривается текстовой программой, например, Microsoft Word, внизу документа присутствует специальная строка. Если ее удалить, документ потеряет свою юридическую силу. Выглядит она как набор букв и цифр, иногда как графическая картинка или штамп.

Иногда электронная подпись может идти отдельным файлом к оригинальному документу. То есть ЭЦП прикреплена к документу без совмещения. Если его попытаться открыть, то можно увидеть только определённый набор символом.

Для того, чтобы узнать подписан документ ЭЦП или нет, можно зайти в его свойства. На вкладке «Подпись» будет отражаться соответствующая информация. И сведения о том, кто подписал этот документ.

Удостоверяющий центр выдает лицам ЭЦП, которая записывается на специальном носителе – рутокене. Он защищает ЭП от механических повреждений и не требует дополнительного оборудования для ее применения.

Между ЭЦП для ИП и ЭЦП для юридических лиц нет существенного различия. Отличие – это набор атрибутов, которые внесены в свойства подписи.

Кто выдает ЭП

Удостоверяющий центр — организация, которая прошла аккредитацию установленным законом образом, и имеет право выдавать клиентам электронную подпись.

На ЭП возложена задача установления доверительных отношений между двумя сторонами документооборота. Данное доверие поддерживает удостоверяющий центр, которой, в некотором роде, выступает между сторонами как нотариус.

Операции по созданию открытых и закрытых ключей, а также приостановления и возобновления действия сертификатов, возложены на центр сертификации. Его должен иметь каждый удостоверяющий центр.

При выборе удостоверяющего центра, необходимо обращаться в те организации, которые прошли аккредитацию и внесены в специальный реестр. Он опубликован в свободном доступе на сайте Роскомсвязи.

Как ей пользоваться

Процедура использования электронной подписи зависит от того, в каких целях она используется.

Для того, чтобы проставить ЭП в текстовом либо табличном файле, необходимо, чтобы на компьютере было также установлено специальное дополнение Crypto Pro Office Signature. Оно добавляет в офисную программу функционал, позволяющий в одно нажатие заверить документ электронной подписью.

Для сдачи отчетности в налоговые и иные контролирующие органы, чаще всего необходимо дополнительно заключить соглашение со спецоператором. Наиболее популярными в России являются системы «Контур-Экстерн», «Сбис», «Астрал», «Такском».

Весь функционал для подготовки отчета и присоединения к нему электронной подписи находится в самой программе. Обычно процедура осуществляется путем нажатия на кнопки «Передать на подпись» и «Доставить».

Если электронная подпись была получена для участия в государственных закупках, необходимо сначала пройти регистрацию на аукционных площадках. После этого будет доступен список возможных процедур.

Подача заявки на участие в аукционе происходит путем загрузки на портал файла с описанием продукции либо услуги, после чего функционал площадки прикрепляет к нему ЭП.

Какое программное обеспечение необходимо

Работа с электронной подписью требует наличия на компьютере специальных программ. Работа с государственными порталами и госторгами производится при помощи браузера.

Для этих целей рекомендуется использовать браузер Internet Explorer последней версии. Либо другой современный браузер. Кроме этого, он должен быть настроен правильным образом.

Также на компьютере устанавливаются специальные программы для осуществления шифрования:

  • КриптоПро CSP. Это наиболее популярный криптографический пакет. В настоящее время необходимо использовать версию 4.0 и выше, поскольку только они обеспечивают шифрование по новым ГОСТ. Стоимость годовой лицензии — от 1200 рублей.
  • ViPNet CSP. Специальный криптографический пакет, применяемый на закрытых площадках. К ним относятся оборонные и аналогичные госзаказы. Программа требует предварительной регистрации в специальном реестре. Стоимость комплекса от 10 тысяч рублей.
  • КриптоАРМ. Специальный шифровальный комплекс, который в первую очередь предназначен для использования с отчетностью ФСРАР и ФСФР. Может использоваться и в других целях. Стоимость от 800 рублей за год.
  • КриптоПро Office Signature — дополнение к офисному пакету Microsoft Office, которое позволяет устанавливать подпись на документ и проверять затем его подлинность.
  • КриптоПро ЭЦП Browser plugin — специальное бесплатное дополнение для браузеров Internet Explorer и Firefox, которое обеспечивает правильное функционирование механизма электронной подписи.
  • CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in — специальное дополнение для браузера Chrome, обеспечивающее нормальную работу с электронной подписью.

Могут ли подделать ЭЦП?

ЭЦП в своем первоначальном виде подделать невозможно. По своей сути подпись — это набор случайных чисел, подобрать которые невозможно за приемлемое для злоумышленника время.

Т. е. пока для него актуален документ либо данные, подписанные данной ЭЦП. Дополнительной защитой от подделки подписи является наличие в ней оттиска сертификата открытого ключа Удостоверяющего центра.

С другой стороны, в связи с развитием электронных технологий могут происходить случаи, когда злоумышленники получают в удостоверяющем центре вполне легальную электронную подпись на определенного гражданина либо фирму.

Для этого им необходимо завладеть требуемыми персональными данными и копиями документов, и подать заявление в любой удостоверяющий центр.

Можно ли аннулировать ЭЦП?

Согласно ФЗ 63-ФЗ любую электронную подпись можно отозвать, то есть аннулировать ее действие. Данная процедура выполняется по заявлению клиента, которое подается непосредственно в удостоверяющий центр производящий выпуск ЭЦП.

Чаще всего аннулирование электронной подписи производится в следующих случаях:

  • В информацию о пользователе сертификата, которая указывается в свойствах электронной подписи, были внесены ошибки;
  • У гражданина, на которого была выпущена подпись, изменились персональные данные (например, фамилия), должность и т. д.
  • Есть сомнения, что указанная электронная подпись не надежна;
  • Носитель, на которой записана данная ЭЦП был утерян, либо он неисправен.

По истечение срока действия подпись аннулируется автоматически. Сведения и сроке её действия вносятся в сертификат ЭП. Поэтому необходимо следить за сроками и вовремя осуществлять продление.

Читайте также

Сертификат ключа проверки электронной подписи: что это, для чего нужен, как установить

Как установить сертификат ЭЦП на компьютер, программные требования, возможные проблемы

Как выглядит электронная подпись, что такое штамп времени, обязательно ли соблюдать ГОСТ

Как продлить электронную цифровую подпись по упрощенной схеме и со сменой владельца

Как происходит генерация ключа электронной подписи, что необходимо учесть

Документы для оформления электронной подписи: что нужно для физлиц, ИП и Юрлиц

Написать комментарий...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock
detector